26.09.2025 в 19.00
«Киноглаз» Дзига Вертов
Дзига Вертов — один из первых режиссеров и теоретиков документального кино. Как и любой кинематографист 1920-х, тем более работавший в РСФСР и СССР, Дзига Вертов много экспериментирует и разрабатывает собственную концепцию киносъемки.
Мысль, от которой отталкивается Вертов: человек не совершенен. К этому выводу пришли многие кинорежиссеры-авангардисты, и многие пытались решить эту проблему средствами кино.

Версия Вертова: киноглаз. Объектив кинокамеры как элемент нечеловеческой оптики, способный улавливать то, что человек увидеть не сможет, а также обладающий своего рода паноптическим, вездесущим зрением.
Поэтому в кино Вертова возможен любой ракурс, а эпизоды его картин мало связаны между собой сюжетно. Кино-глаз повсюду, и в его поле зрения может попасть что угодно.
О МЕРОПРИЯТИИ
Разработанная Вертовым концепция порождает другую — концепцию «жизни врасплох». Поскольку киноглаз вездесущ, монтаж в фильмах Вертова занимает принципиальное место.
Вертов одним из первых открывает монтаж как средство поэтической выразительности в кино, он часто рифмует эпизоды по принципу ассоциации.
Таким образом, его кино становится голосом новой вещности — в его фильмах чуть ли не впервые мы можем увидеть повседневность нового (советского) человека с разных сторон: его водные процедуры, трапезу, гардероб, то, как он проводит досуг. В этом смысле кино Вертова становится не только изобретательно сделанным материалом, но и важнейшим документом эпохи.
«Киноглаз» (1924) показывает зрителю жизнь в разных районах нового государства и разные сферы этой жизни: церковный праздник
в деревне и жизнь деревенских же пионеров. Жизнь пионеров в городе и жизнь кооперативов. Киноглаз даже может управлять временем!
Он может показать зрителю, как разделывают корову, как производят муку. Для этого Вертов использует обратную экспозицию, отматывает
пленку в обратную сторону. Этот трюк, открытый примерно тогда же, когда появился кинематограф, усиливает концепцию Вертова и суггестию его кино: киноглаз действительно становится не иначе как
всевидящим оком (толкинисты скажут — Саурона, но нет), способным со всех сторон рассмотреть жизнь нового человека.
ФИО
Междисциплинарная художница, работает с бумажной и текстильной аппликацией, с формой перформанса и sound-art
МОДЕРАТОР